Европа проводит переоснащение инфраструктуры Украины

Европа проводит переоснащение инфраструктуры Украины

16.11.2020 0 Автор antikoronline

Месяц прошел с тех пор, как 12 октября в Одессе под торжественные речи президентов Украины и Польши Владимира Зеленского и Анджея Дуды был подписан меморандум о сотрудничестве между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и портом Гданьск (Польша).

О начале развития большого транспортного коридора Гданьск-Черное море заявил на мероприятии и министр инфраструктуры Владислав Криклий.

За прошедший месяц текст меморандума так и не был обнародован. Более того, выяснилось, что и в АМПУ, и в Минифраструктуры чиновники в прямом смысле озадачены появлением этого документа и перекладывают ответственность за его появление на инстанции выше.

Кто стоит за меморандумом и какие цели за этим могут скрываться

Ответ АМПУ

Сразу после публикации Офисом президента Украины (ОПУ) сообщения о подписании меморандума мы обратились в АМПУ с запросом по его тексту, но там искренне признались, что не владеют какой-либо информацией по меморандуму и все, что смогут ответить, будут искать в интернете. И действительно, официальный ответ АМПУ практически дублирует речь министра инфраструктуры, выложенную на сайте ОПУ.

«Одним из приоритетов сотрудничества с польской стороной является развитие транспортного коридора между морскими портами Балтийского и Черного морей. Меморандум позволит начать сотрудничество в рамках развития транспортного коридора Гданьск-Черное море. Это будет способствовать увеличению объемов торговли между нашими странами и поддержке транспортного рынка», – сказано в ответе АМПУ.

Сообщается, что меморандум позволит максимально расширить географию контейнерных перевозок из Китая через Украину в Польшу в Европу и обратно, осуществлять их различными видами транспорта без остановок. А подписание меморандума о взаимовыгодном сотрудничестве в сфере развития и эксплуатации портов, современных логистических услуг, интермодальных перевозок и т.д. является первый шаг в направлении создания долгосрочных и взаимовыгодных отношений с крупнейшим портом Польши — Гданьск.

В АМПУ надеются, что обмен опытом станет хорошим примером изучения опыта и моделей привлечения частных и государственных инвестиций в портовую отрасль. Но также и предупреждают.

«Следует заметить, что меморандум о намерениях нельзя трактовать как договор или предварительное соглашение, которое имеет юридические и/или финансовые последствия. Деятельность, возникает по реализации положений меморандума о намерениях, каждая из сторон будет реализовывать за собственные средства и на собственный риск«, – сказано в ответе администрации.

Министерство не знает

Ответ что называется «по верхам», но такую позицию в АМПУ объясняют тем, что соглашение было принято на уровне министров, а так как такие меморандумы принято подписывать хозяйствующими субъектами, то именно поэтому АМПУ и является стороной-подписантом. После этого редакцию UBR.ua направили в Министерство инфраструктуры, где якобы можно узнать больше.

Но и в министерстве открестились от меморандума как устно, так и письменно и направили за разъяснениями… в АМПУ. А единственная позиция, которая у ведомства есть, это развернуто выложенная на его сайте фактически позиция ОПУ.

Screenshot_244.jpg

Мы выяснили, что меморандум был навязан свыше как Министерству инфраструктуры, так и АМПУ, то есть речь идет о политическом решении. Причем инициатором была даже не украинская, а польская сторона. Эксперты дали свои оценки, зачем Польше продавливать идею такого меморандума.

«Идей под меморандум может быть несколько. Давным-давно шла речь об отмене опытом, второй момент  создание транспортного коридора Гданьск-Одесса. Была еще идея создания из Польши по Припяти, а потом по Днепру еще одного транспортного коридора. Этих транспортных проектов очень много. Даже ЕС их финансировал, но оно все гасилось на уровне наших «жлобов», которые везде откаты хотят, но Евросоюзом это не приветствуются», – рассказывает эксперт общественной кампании Евро-Патруль Вячеслав Коновалов.

 

Речь Посполитая 3.0

Польша уже давно лоббируует проект «Междуморья» – экономического объединения восточноевропейских государств от Балтийского до Черного моря. Это своего рода возрожденное в новом статусе средневековое государство ХVI-XVIII вв. Речь Посполитая (по-польски «республика», современная Польша тоже называется «Речь Посполита Польска»).

«Эти мысли витали давно, но тормозились. А теперь получается, что появилась некая политическая воля. Поляки давно этого хотели, им нужно создать обходной коридор вокруг России, это что-то вроде того, когда хотели нефтяной газопровод Одесса-Броды хотели соединить с польской системой с выходом на Закавказье«, – объясняет Вячеслав Коновалов.

По мнению консультанта Центра транспортных технологий (ЦТС) Андрея Исаева, за спиной таких политических амбиций Польши стоит Европейский Союз, у которого есть свои как экономические, так и политические виды на Украину.

«У Европы есть бизнес интересы и политические интересы Европы. Европа достаточно активно участвует в развитии украинской инфраструктуры. Евросоюз финансирует многие проекты, например, сейчас это проект развития Днепра. С политической точки зрения инфраструктура Украины, конечно, Европе интересна, поскольку Украина — это один из транзитных коридоров между Востоком и Западом. Раньше был проект «Междуморье» от Гданьска до Черного моря, он был на слуху в свое время«, – рассказывает Андрей Исаев.

В обход РФ

На данный момент через территорию Российской Федерации и Беларуси проходит транзит в Европу из Китая – так называемый Новый шелковый путь. Например, контейнерные перевозки по железной дороге из Китая в Бельгию осуществляется всего за 16 дней.. Но Евросоюз ожидает каких-то серьезных изменений на пути традиционного транзита.

«Сейчас пошла, я так понял, политическая разнарядка в Европе, что в обход России надо строить транзит. А у Украины один из самых высоких коэффициентов транспортной транзитности. Через Украину с 90-х годов проходит несколько так называемых «кипрских» международных транспортных коридоров. И если еще один «коридор» вольется в эту сетку, то будет как раз на своем месте», — рассказывает Коновалов.

По словам эксперта по транспортным перевозкам Андрея Воронцова, у поляков большие планы по переоснащению речной инфраструктуры Украины. И здесь меморандум с АМПУ как нельзя кстати.

«Припять уже полным ходом делают судоходной, на что настраиваются беларусы. Хотя вопрос как последние события в Беларуси это все оттянут. Уже и китайцы подключились, дали денег на возрождение Днепра, они сильно заинтересованы в этом. У нас уже работают «Нибулон», «Гермес Трейдинг», на Днепропетровск, Запорожье полным ходом курсируют, контейнеры возят не машинами, а рекой«, – подчеркивает Воронцов.

Дорожное строительство

Евросоюз имеет свою масштабную стратегию развития транспортной инфраструктуры, частью которой уже несколько лет является Украина. Предполагается обустроить не только речную инфраструктуру, но и дороги. И здесь стоит вспомнить тот самый Ковидный фонд, с одной стороны, который фактически профинансирован Евросоюзом, с другой, – 13,6 млрд грн из 35 млрд грн уже пошли на «Большую стройку» Зеленского.

 

«Есть европейская программа развития между Европой и Азией сроком в 30 лет, и согласно ей идет развитие инфраструктуры, хотя ввиду пандемии ее в сентябре пересмотрели. А раньше Европа давала деньги на дороге только в рамках этой программы, а не потому, что кто-то из украинских президентов договорился», – рассказывает Воронцов.

Финансирование таких проектов осуществляется через банки, в том числе ЕБРР, который также широко инвестирует в инфраструктуру. И магистральные дороги, подчеркивают эксперты, строят и ремонтируют в том числе и на донорские деньги.

«Большая стройка – это и есть европейская программа развития. Вы открываете учебник по экономике и развитию ЕС и первым делом видите там дороги. У нас не министр что-то решает, а европейские комиссары. Это «бэк–офис», который говорит: вот эти деньги могут зайти, если ты это делаешь. Или зайдут не сразу, а потом, но нам нужны эти результаты. Это их программа, а Украина либо ее выполняет, либо нет«, – резюмирует Воронцов.

 

Источник